Как к нам пришел хлеб. Он пожаловал – пришёл. Правда ли, что его так легко получить
Анжела Тухватуллина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как хлеб к нам на стол пришёл»
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
«Как хлеб к нам на стол пришёл » .
Цель : дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии; формировать представление о труде хлебороба , сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов , пекарей, водителей, комбайнеров и др., бережное отношение к хлебу .
Задачи :
Развивающие :
- развивать связную речь детей ;
Обогащать словарь за счет слов : пшеница, комбайн, трактор, элеватор хлеборобы и т . д;
- развивать умение рассуждать , делать выводы;
Образовательные :
Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба ;
Учить устанавливать причинно – следственные связи;
Закреплять название профессий людей, растящих хлеб .
Воспитательные :
Воспитывать бережное отношение к хлебу ;
Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб .
Методы :
1. Словесные - художественные средства,чтение стихов; беседы.
2. Наглядные - образец действия взрослого, картины с изображением
3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом) ; пальчиковая гимнастика; изготовление сушек и кренделей.
Интегрируемые образовательные области :
1. «Социально- коммуникативное развитие
2. «Художественно-эстетическое развитие »
3. «Речевое развитие »
4. «Физическое развитие »
Оборудование : каравай с солью, зерно, полотенце, иллюстрации по теме, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, соленое тесто, муляжи хлебобулочных изделий , сушки, хлеб формовой и круглый
Ход занятия.
Воспитатель : Вот он хлебушек душистый ,
Вот он тёплый золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл .
В нём здоровье – наша сила
В нём чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Здравствуйте ребята. Сегодня я к вам пришла на занятие не с пустыми руками , а караваем. Караваем называется хлеб , украшенный, праздничный. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом и солью . Сверху на каравай ставят небольшую солонку с солью. Пришедшие гости , обязательно должны отломить небольшой кусочек каравая, посолив, его съесть. Так они выражают благодарность и уважение хозяевам дома. Так что, каравай является ещё и символом гостеприимства.
Воспитатель : - Посмотрите, какой каравай (даю понюхать) .
Дети : - Мягкий, пушистый, вкусный, пышный, красивый, свежий и ароматный, круглый.
Воспитатель : А на что он похож?
Дети : На солнце, на тарелочку, на блин и т. д.
Воспитатель : - А знаете, почему он ароматный? Потому что, много людей приложили свой труд, свою любовь, чтобы хлеб пришёл на наш стол . Он самый главный в каждом доме и на каждом столе .
Воспитатель :- А как же появился на столе хлеб ? Откуда он пришёл ?
Дети : - Из магазина, из поля и т. д.
Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами и узнаем, я вас приглашаю в путешествие. Мы вместе с хлебом пройдём весь долгий путь, который проходит хлеб , чтобы попасть на стол .
Воспитатель : - Ну что, ребята готовы, отправится в путешествие?
Дети : - Да.
Воспитатель :- Давайте мы с вами отправимся на автобусе. Поехали.
Воспитатель : - Посмотрите на картину, первая остановка. Что это?
Дети :- Это поле.
Воспитатель : _ Правильно, это поле. А оно какое? Что там растёт?
Дети : - Пустое
Воспитатель : - Чтобы туда что-нибудь посадить, сначала весной нужно вспахать землю, потом её заборонить, чтобы земля была мягкой, плодородной. Просто трактор не вспашет землю, нужен плуг. Плуг прицепляют к трактору и пашут. Повторили слово плуг.
Дети : - Плуг
Воспитатель : - На тракторе кто работает?
Дети : - Тракторист.
Воспитатель : - Затем сеют зерно. Вы видели зерно?
Дети : - Нет, да
Воспитатель : - Вот оно (показываю зерно детям) . Весной начинает всходить пшеница. А ей помогают тепло лучей солнца и дожди. Всё лето зерно растет, образуя колоски, а там внутри зреет зерно.
Воспитатель : - А теперь мы тоже превратимся в зёрнышек. Все движения повторяем за мной.
Физкультминутка
Подрастает зёрнышко (Присели)
Потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет. (Руки вверх)
Ветерок его качает (Прогибаемся)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! (наклоны туловища)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба на месте)
Какой вырос каравай
Выше руки поднимай (Руки вверх и потянуться)
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны)
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков !
Воспитатель : - мы доехали до второй остановки. Это поле какое?
Дети : - Желтое.
Воспитатель :- Осенью начинают убирать урожай. Хлеборобы приступают к жатве . Дети повторили жатва. Комбайны выезжают на поля. А кто у нас работает на комбайне?
Дети : - Комбайнёры.
Воспитатель : - Правильно. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. А на машинах работает?
Дети :- Шофёры, водители.
Воспитатель : - Зерно везут на хранение, называется – элеватор. Ребята повторили элеватор. В элеваторе специальная техника- машина прочищает зерно от сорняков и мусора. Затем попадает в сушилку. Самые крупные зёрна оставляют на хранение, чтобы посеять на следующий год.
Воспитатель : - Муку везут на хлебопекарни и хлебозаводы . Пекари добавляют в муку воду, сахар, соль, дрожжи, масло и с помощью тестомешалки замешивают тесто. Затем теста раскладывают в формы и отправляют в печи. Хлеб у нас тоже разной формы : формовой он из пшеничной муки, а круглый он из ржаной муки. В хлебопекарнях выпекают не только хлеб , но и разные хлебобулочные изделия . Какие вы знаете хлебобулочные изделия , назовите?
Дети : - Батон, булочки, сушки, баранки, крендель, пирожки, ватрушки,
Воспитатель : - Молодцы. Затем готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам на продажу, где мы и покупаем. Вот мы с вами прошли весь долгий путь вместе с хлебом . Чтобы, получить хлеб , нужно много потрудиться.
Воспитатель : - Но самый вкусный хлеб получается , когда хлеб пекут своими руками .
Давайте, мы тоже превратимся в маленьких пекарей и слепим хлебобулочные изделия - сушки . Но у пекаря очень опасная работа : вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Чтобы они получились, нужно нам пальчики размять. Приготовились, повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика
Муку в тесто замесили (месим движениями тесто)
А из теста мы слепили (показываем)
Пирожки и плюшки
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи (сгибаем пальцы)
Испечём мы их в печи (Показываем ладошки)
Воспитатель : - Ребята проходим к столам , где накрыто. Но у пекаря очень опасная работа : вокруг острые ножи и горячие печи, поэтому нужно очень осторожно. Берём тесто и делим на две части с помощью стека. Со стеками работаем очень аккуратно, не поднимаем высоко. Одну часть отложили. А вторую раскатываем на доске. Получаем в виде колбаски, жгутика. Берём два конца и прищипываем. У нас получается сушка. Остальное тесто раскатываем и два конца соединяем и прищипываем. Это у нас получилась вторая сушка.
Воспитатель : - Все свои изделия положите на разнос. У кого испачкались руки, протирайте влажной салфеткой. А теперь ребята, проходим на ковер. Вот мы вернулись домой, я хочу с вами поиграть и проверить, внимательно ли вы меня слушали и что вы запомнили. Я буду вам задавать вопрос и бросать мяч. Вы отвечаете и мне возвращайте мяч.
Назови хлеб ласково (хлебушек )
Крошки хлеба , какие (хлебные )
Прибор для замешивания теста (тестомешалка)
Посуда для хлеба (хлебница )
Кто выпекает хлеб (пекарь)
Как называется уборка хлеба (жатва)
Кто управляет комбайном (комбайнёр)
Кто управляет трактором (Тракторист) .
Где хранят зерно? (элеватор) .
Молодцы ребята. Вам понравилось занятие . Спасибо.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как хлеб на стол пришёл?»
Цели:
Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой он путь проходит, прежде чем мы его съедаем.
Закреплять знания о детей, о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, как одном из величайших богатств на земле.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Как выращивают хлеб», иллюстраций.
Заучивание пословиц, чтение произведений по теме.
Рассматривание колосьев пшеницы и ржи.
Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Материалы и оборудования: мягкая игрушка Колобок; семена гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха на тарелочках; чёрный и белый хлеб, ИКТ, презентация «Как хлеб на стол пришёл?», мяч резиновый.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, ребята. К нам сегодня на занятие пришёл необычный гость. А имя гостя я предлагаю разгадать:
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок
).
Посмотрите какой он хорошенький, кругленький и румяненький. (показываю мягкую игрушку Колобок)
Колобок предлагает нам отправиться в путешествие. А о чем мы будем с вами разговаривать, предлагаю вам самим разгадать.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Правильно, это хлеб. Вы наверное замечали, что без хлеба не обходится ни один завтрак, ни один обед, ни один ужин. Недаром говорят: «Хлеб всему голова». И не зря: ни один человек не может без него прожить ни дня.
Д/и «Какой хлеб?»
Дети встают в круг и передают по кругу мяч и называют определения: ржаной, мягкий, свежий, ароматный, вкусный, витаминный, горячий…
Хлеб бывает разный. Кто мне скажет, откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине? (ответы детей)
А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?
(Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)
1 слайд
Как только весной растает снег, начинается посевная пора для хлеборобов. Н а поля выходят тракторы, которые пашут землю.
А кто управляет трактором? (тракторист)
2 слайд
3 слайд
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.
И/у «Выбери зёрнышко»
Ребята, я приглашаю 2 желающих к столу. На столе у меня разложены семена: гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха. Задание: выберите семена, из которых вырастут колосья ржи и пшеницы? (ответ ребёнка).
Молодцы, из пшеницы пекут пшеничный (или белый), изо ржи – ржаной (ли чёрный) хлеб. Наше путешествие продолжается.
4 слайд
Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка. (дети встают в круг)
В землю зёрнышко попало (приседают)
Подрастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
5 слайд
К концу лета зёрна в колосьях созревают.
Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)
6 слайд
Начинается жатва. (Дети повторяют слово «жатва» хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины – комбайны.
Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)
Что делает комбайнёр? (собирает колосья)
7 слайд
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.
А где используется солома? (на фермах, для домашних животных)
9 слайд
Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.
Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню)
10 слайд
Правильно. На хлебозаводах месят тесто и пекут хлеб. А из каких продуктов получается тесто? (соль, сахар, дрожжи, вода, масло, яйца, мука).
11 слайд
А что ещё пекут из муки кроме хлеба? (печенье, пряники, кексы, торты, пирожные).
А как эти продукты называют одним словом? (хлебобулочные изделия)
12 слайд
И наконец, ребята, после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.
Как много людей трудится для того, чтобы мы с вами ели свежий и душистый хлеб. А вот в старые времена, когда тракторов и машин ещё не было, люди пахали и сеяли с помощью лошадей. А собирали урожай вручную косами и серпами. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Хлеб – всему голова. Ребята, а какие ещё вы знаете пословицы о хлебе?
Пословицы про хлеб
«Хлеб - батюшка, водица - матушка».
«Хлеб в пути не тягость».
«Не будет хлеба, не будет и обеда».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Подведение итогов
Скажите, пожалуйста, какие работы выполняют хлеборобы? (боронят, пашут, сеют, жнут)
Какие машины помогают хлеборобам? (тракторы, комбайны, грузовые машины).
Скажите мне, пожалуйста, как же надо обращаться с хлебом? (ответы детей). Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (ответы детей).
Заключение
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. И теперь вы знаете какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол. Сколько людей трудились, чтобы мы с вами кушали хлеб. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.
Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – борона. У них большие острые зубья, которые делают землю мягкой, рыхлой.
К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.
Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски.
К концу лета зёрна в колосьях созревают.
Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.
Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.
На хлебозаводах месят тесто и пекут хлеб.
После всей проделанной работы хлеб попадает в магазины, а затем к нам на стол.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цели и задачи:
– дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;
— уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
— обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;
— привить детям бережное отношение к хлебу.
2. Развитие познавательно — исследовательской и конструктивной деятельности.
Цели и задачи:
— упражнять в сравнении двух растений (рожь и пшеница);
— формирование умения делать выводы после сравнения;
— развитие мелкой моторики рук, умения работать с соленым тестом.
3. Коммуникация.
Цели и задачи:
– закрепление навыка работы в паре, подгруппе, распределения обязанностей.
– активизация словаря детей по теме;
– формирование грамматически правильной речи;
– совершенствование структуры предложений;
– закрепление навыка взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности;
— совершенствование слухового восприятия, правильного интонационной выразительности речи.
4. Социализация.
Цели и задачи:
– Закрепление умения детей играть в различные дидактические
игры, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
– Развитие и закрепление в играх сенсорных способностей детей.
Оборудование:
Демонстрационное: карточки-загадки, хлебобулочные изделия на подносе, слайды «Откуда хлеб пришел», ИКТ, микроволновая печь, магнитофон с музыкой, магнитная доска, серия картин «Откуда хлеб пришел».
Раздаточное: колосья ржи и пшеницы, зерна ржи и пшеницы, мука пшеничная и ржаная, соленое тесто, салфетки для детей.
Ход занятия:
— 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!
— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
— Сегодня мы совершим небольшое путешествие и узнаем, откуда хлеб на стол пришел.
2. Основной этап:
Дети подходят к столу, на котором в хлебнице под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.
— Посмотрите, как красиво сервирован стол и уставлен различными яствами. Чего здесь только нет… Что вы здесь видите? (Ответ: батон, буханка, баранки, печенье, булки, пироги, блины, крендель)
— Как можно назвать все это одним словом? (Ответ: хлебобулочные изделия)
— Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык. На старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».
— С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
— Хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно прорастает и возвращается большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зерна. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которым растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
— Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? (Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).
— Правильно, они сделаны из разной муки. А муку делают из разных зерен. А из каких – мы сейчас посмотрим.
Дети подходят к дидактическому столу, на котором лежат пшеничные колосья и зерна, а также ржаные колосья и зерна. Дети сравнивают колосья и зерна между собой.
— Колосья и зерна – это еще не хлеб. Зерно проходит долгий путь, прежде чем стать хлебом.
— Весной в поле выезжают трактора. Ими управляют… (Ответ: трактористы).
— Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. А можно в такую землю класть зерно? (Ответ: нет).
— Нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. (показ иллюстрации). Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.
— Как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом? (Ответ: механизатор).
— Давайте представим, что вы сейчас тоже превратитесь в зерна.
Игра-релаксация “Зернышки”
Цель: обучение выразительным движениям, снижение психоэмоционального напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Звучит музыка природы.
Представьте себе, что вы маленькие зёрнышки, брошенные в землю (дети садятся на ковре).
Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зёрнышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и дотянулся к солнышку (дети встают). Качается не ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка ржи какой? (Ржаной.) Из зёрнышка пшеницы, какой? (Пшеничный.) Из овса какой? (Овсяный.) Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь и руки человека.)
— Раньше сеяли вручную.
— Сейчас зерно сеют машины. Их называют … (Ответ: сеялки).
— Зерно лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается в … (Ответ: росток).
— Какой росток? (Ответ: хрупкий, нежный, маленький).
— За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
— Хлеб созрел. Пора косить. Срезают колосья специальные машины, которые называются комбайны. Люди, работающие на комбайнах, называются… (Ответ: комбайнеры).
— Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть молотилка. Освобождающая зерна от колосьев. Зерно через специальный рукав сыпется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на мельницу.
— Здесь его перемалывают жерновами. Зерно превращается в муку. Работают на мельнице люди, которые называются … (Ответ: мельники).
Дети вновь подходят к дидактическому столу и рассматривают муку ржаную и муку пшеничную. Описывают муку, используя прилагательные белая, легкая, рассыпчатая, мягкая.
Дети рассматривают тесто, описывая его (Ответ: мягкое. Сдобное, рыхлое. Липкое)
— Из теста пекут батоны, буханки, булочки. Баранки. А потом все это везут в магазин. Как называется отдел в магазине, в котором продают хлеб? (Ответ: бакалея).
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Ответ: колос)
Парикмахер необычный,
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос. (Ответ: комбайн)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее. Хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Ответ: баранка)
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Ответ: пирог)
— Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе? (Ответ: хлеб – всему голова. Без хлеба – нет обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка.).
— Посмотрите, картинки на магнитной доске все перепутались. Помогите навести порядок и расставить их как надо.
Дети расставляют картинки по порядку и составляют по ним рассказ по цепочке.
3. Итог занятия:
— А сейчас мы все превратимся в пекарей.
На столах у каждого ребенка находится соленой тесно. Из него дети лепят хлебобулочное изделие. Когда все хлебобулочные изделия вылеплены. Педагог кладет их в микроволновую печь и запекает. После этого дети угощают готовыми изделиями гостей.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., «Мозаика – синтез», 2012.
2. «Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет» под ред. Л. А. Парамоновой, М., «Олма Медиа Групп», 2011г.
3. «Ознакомление с окружающим миром (конспекты занятий для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР)» под ред. И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой. М., «Мозаика – синтез», 2007г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2026 СПД 4
КОНСПЕКТ
По организации и проведению познавательной деятельности в подготовительной группе.
«Хлеб всему голова!»
Выполнила воспитатель:
Абдуллаева С.Н.
Москва 2015
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб – всему голова!»
Программное содержание:
-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
-Беседа о сборе урожая хлеба;
-Рассматривание иллюстраций;
-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; -Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Ход работы
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.
Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».
Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с.. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.
Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).
Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai (белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.