Можно ли алкоголь во время поста. Можно ли пить пиво в Великий пост

В дни Великого поста, который в 2019 году длится с 11 марта по 27 апреля, верующие отказываются от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц и молока. А можно ли употреблять алкоголь во время Великого поста?

Согласно уставу, пить вино в пост можно по выходным дням – в субботу и воскресенье. Также употребление этого алкогольного напитка разрешено в четверг на Страстной неделе (25 апреля в 2019 году) и в дни церковных праздников: Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) 21 апреля 2019 года и Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля.

Однако, когда Благовещенье приходится на пятницу или субботу Страстной недели, то послабления в честь этого праздника не допускаются, и вино попадает под запрет правил Великого поста.

Считается, что можно употреблять только красные виноградные вина (желательно, кагор) в небольших количествах. (Напомним, что чистое виноградное вино не только часто используется в различных церковных обрядах, но и считается символом крови Христа).

И все же большинство священников считают, что в наше время правило, о котором говорилось выше, устарело. Оно было принято в средневековые времена, когда в монастырях часто пили вино, так как качество воды было плохим. Вино добавляли в сырую воду и только после этого употребляли ее. Сейчас же необходимости в этом нет.

Так разрешено ли употреблять алкоголь в субботу перед Пасхой?

Самые строгие ограничения накладываются в первую и последнюю неделю поста (перед Пасхой). В эти дни верующие полностью отказываются от пищи и пьют только воду. Некоторые священнослужители советуют полностью исключить в эти дни из рациона другие напитки.

Ароматные и вкусные напитки готовят из липы, иван-чая, ромашки и других трав. Из ягод, листьев и веточек рябины, малины, брусники также заваривают ароматные целебные чаи.

Великий пост – это самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов в христианстве. Его главная цель – очищение души и тела и подготовка верующих к Пасхе. Употребление крепких алкогольных напитков в пост приравнивается церковью к греху, соответственно, верующим следует от них отказаться.

Пожертвовав своими слабостями, мы приобретем истинную веру. А борьба со своими страстями и слабостями и есть одна из целей поста. Так что в эти дни вы можете взять на себя дополнительные обязательства и полностью отказаться от употребления алкогольных напитков.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Пост – это особое и очень важное время в жизни каждого верующего человека. Это не только ограничение себя в еде, а также время творить добрые дела и становиться ближе к Богу. Никто не рождается с огромным багажом знаний. И нет ничего зазорного в том, что приняв решение, держать пост, задаются разными вопросами, в том числе и о том, можно ли в пост пить алкоголь. Также не менее актуальным вопросом остается, можно ли пить вино во время поста. Да и ответ на вопрос, какие напитки можно употреблять в пост, лишним не будет.

Сразу стоит отметить, что употреблять спиртное в пост можно строго регламентировано. Так, пить вино и другой алкоголь ради удовольствия, расслабления или для разогрева категорически запрещено.

Можно ли употреблять алкоголь в Великий пост

Великий пост хоть и является одним из самых продолжительных и строгих постов, но его правила, в общем, и в употреблении алкоголя в частности, не сильно отличаются от правил в другие посты, в том числе и в рождественский.

Церковный устав разрешает употребление вина (желательно кагора) в период Великого поста:

  • по субботам и воскресеньям;
  • в праздник Благовещения;
  • в дни храмовых праздников.

Можно ли крепкий алкоголь в пост

На вопрос, можно ли пить крепкий алкоголь (виски, коньяк, водку) в пост, ответ однозначный – нет! Категорически запрещены к употреблению:

  • коньяк в пост;
  • водка в пост;
  • виски в пост;
  • другой крепкий алкоголь в пост.

Можно ли пить вино в пост

По сути, вино – единственный напиток, который можно употреблять в пост. Как сказано выше, можно вино в Великий пост пить в умеренных дозах по определенным дням. Не мене важно учитывать, и какое вино можно пить в Великий пост и в дни других постов. Спиртным напитком выбора является красное вино – кагор, но теоретически, можно употреблять любое натуральное вино.

Во время поста желательно разбавлять вино водой.

Еще в период христианизации в уставах многих монастырей было разрешено добавлять в воду вино. Но скорей всего такая традиция связана не с послаблениями и вольностями в питье, а с низким качеством питьевой воды, для обеззараживания которой в нее добавлялось вино.

Можно ли пить пиво в пост

Еще одним важным аспектом потребления алкоголя в пост является, можно ли пиво во время поста. Сторонники оправдать свои слабости сразу приводят довод о том, что в былые времена пиво варилось в монастырях. Но это вовсе не означает, что пиво можно употреблять во время поста. Лучше воздержаться.

Подводя итоги темы, можно ли употреблять алкоголь в пост, хочется еще раз акцентировать внимание на самой сути поста. Это период духовного очищения, воздержания от плотских и мирских утех. Весьма удивляют вопросы в стиле, можно ли шампанское в пост? Сразу хочется спросить в ответ, а зачем тогда вообще пост и в чем он заключается? Традиционное потребление алкоголя в дни постов крайне нежелательно, даже если и в некоторые из них полного запрета нет.

Можно ли пить алкоголь во время уразы

Ураза-байрам – один из мусульманских постов. Он славится своими ограничениями, впрочем, как и остальные мусульманские посты. Об употреблении алкоголя в дни уразы не может быть и речи, так как Ислам вообще запрещает его пить. Так в дни уразы нельзя пить крепкий алкоголь, вино, шампанское и т.д.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос, можно ли пить квас во время уразы. Прямого запрета на употребление безалкогольных напитков в эти дни нету, но все же Ислам призывает верующих во время постов усмирять свои страсти – аппетит, жажду, половое влечение, а особенно удовольствие от них. Поэтому пить во время уразы желательно простую воду.

Можно ли пить алкоголь во время Рамадана

Рамадан, пожалуй, является одним из самых известных мусульманских постов. В этот священный месяц в дневное время необходимо воздерживаться от приема пищи, питья и интимных отношений, посвящая себя молитвам и духовности. А как же спиртное в Рамадан? Можно ли его пить в вечернее время или стоит вовсе воздержаться? На эти вопросы существует четкий ответ – любой алкоголь не приветствуется Исламом вообще, вне зависимости, в какой день его собираются употреблять.

Священники разных религий соглашаются в одном: главное во время поста – не диета, а моральное очищение. Тем не менее, многих верующих, особенно тех, кто постится впервые, интересуют пищевые ограничения, в частности, можно ли пиво в пост.

Историческая справка. Христианство зародилось на Ближнем Востоке, где единственным в то время алкогольным напитком было вино. О существовании пива древние иудеи не знали, а потому в Писании регламентировано исключительно потребление вина. Его разрешается пить только в определённые дни поста, причём обязательно разведённым водой.

Некоторые православные священники считают, что к пиву вполне можно применить те же правила, которые в Писании относятся к вину. Логика в этом есть: крепость пива – 4-6 градусов, что вполне соответствует разведённому вину.

Пиво в православный пост

В зависимости от поста, православным позволено пить пиво в следующие дни:

  • во время Великого поста – по воскресным дням, а также 7 апреля (в праздник Благовещения);
  • в Петров пост – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям;
  • в Успенский пост – по воскресеньям и 19 августа (праздник Преображения Господня);
  • в Рождественский пост – по воскресеньям, 4 декабря (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (День Святого Николая).

В такие дни Уставом дозволяется выпить не более двух красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, равная 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определённое количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.

Ни в коем случае нельзя трактовать разрешение как обязанность: «можно» не означает «нужно». В старину пиво использовалось в качестве лекарственного средства, восстанавливающего силы людей, ослабленных постом.

Сейчас миряне очень редко придерживаются строгого поста, а пиво – далеко не продукт первой необходимости. Обычно священники настоятельно рекомендуют во время поста воздерживаться от всех видов спиртного, а сэкономленные деньги тратить на благотворительность.

Пиво и католический пост

Католические посты гораздо менее строгие, чем православные. По сути, католикам-мирянам категорически запрещается пить пиво в пост только в следующие дни:

  • в Пепельную среду (первый день Великого поста);
  • по пятницам во время Великого поста;
  • в пятницу и субботу на страстной неделе;
  • в Рождественский сочельник.

В католической традиции пиво не относится к скоромным продуктам. Дело в том, что в Средние века лучшими считались именно монастырские пивоварни Германии и Бельгии. Немудрено, что монахи и сами частенько прикладывались к хмельному напитку, почтительно называя его «жидким хлебом».

Суровостью средневековые монастырские уставы не уступали тюремным: зачастую во время поста братии запрещалось есть не только мясо и продукты животного происхождения, но и вообще твёрдую пищу. Хозяйство в каждой обители было большое, работа – каторжная, и сытное, бодрящее пиво, богатое витаминами B и С, буквально спасало людей от истощения. Более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», варили в мужских монастырях, пиво послабее – в женских. Во время поста монаху разрешалось выпить до 5 литров пива.

Существует даже легенда, согласно которой однажды немецкое духовенство решило испросить у Папы Римского благословения пить пиво во время поста. Для этого оно послало в Рим бочонок хмельного зелья. От Германии до Ватикана – путь неблизкий. В пути пиво скисло.

Папский престол в те времена обычно занимал знатный итальянец. Когда изнеженный патриций, привыкший к сладким виноградным винам, отведал присланного ему кислого мутного пойла, он пришёл к выводу, что нормальный человеку оно удовольствия доставить не может. Стало быть, если монахи из далёкой страны хотят пить эту бурду – пускай пьют.


Пиво для католических монахов — жидкий хлеб

Как бы то ни было, но монастырское пивоварение в европейских странах процветало даже во время войн и благополучно дожило до наших дней, принося обителям хорошую прибыль. Поэтому католическое духовенство никогда особо не запрещало своей пастве пить пиво в пост. Естественно, речь не идёт о пьянстве: умеренность в еде и питье – одна из главных христианских добродетелей, причём не только во время поста.

Пить ли пиво в пост каждый христианин решает сам. Если есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником или священником.

Великий пост – христианская традиция, сутью которой является воздержание от употребления верующими ряда продуктов, напитков и прочие ограничения, связанные с развлечениями, светской жизнью. Продолжительность – 7 недель (более двух месяцев).

Основная цель этого комплекса ограничений – достичь очищения на физическом и духовном уровне. Согласно традициям, пить вино в пост не запрещается, в отличие от других спиртных напитков.

Правила распития вина


Множество особенностей требуется учесть в этот период. Верующим, соблюдающим ограничения традиции, запрещается употреблять алкоголь в пост, а также пищу животного происхождения:

  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло;
  • шоколад и фастфуд;
  • энергетики;
  • кофе;
  • некрепкий чай;

Ограничение на употребление спиртных напитков устанавливается из-за самого назначения поста, — отречение от большинства плотских наслаждений для очищения мыслей (духа) и тела от зла. Пить алкоголь в Великий пост для увеселительных целей – противоречит изначальному замыслу этого воздержания.

Ограничение распространяется практически на все виды спиртного: водку, пиво, и прочее.

Этот отказ направлен на отрешение от наслаждений. Должен быть осознанным и добровольным. Полный запрет выпивать алкоголь в этот период не распространяется на вино и кагор.

История обычая


В рамках миссионерско-апологетерического проекта «К истине» архимандрит Шевкунов предоставляет историческую справку о том, что традиция употреблять вино в пост пришла к нам из Византии и Сирии.

Процедура причастия, проводимая во время периода воздержания, предполагает употребление кагора и хлеба. Православное таинство построено на завете Христа: «Пейте кровь мою!», — где под питательной жидкостью организма понимается вино или кагор.

В Византии и Сирии верующие понижали алкогольную крепость напитка, разбавляя его водой 1:3.

Полученный напиток не имел увеселительных качеств и служил общеукрепляющим средством, а в древние времена дополнительно обеззараживал воду. Красное сухое вино обладает оздоровительным эффектом, улучшает состояние организма человека, при умеренном употреблении.

Православные священники учитывают менталитет своих прихожан и советуют в Великий пост отказаться от употребления вина в чистом виде, не пить алкоголь, особенно в тех случаях, если верующий склонен к пьянству.

Вино в Великий пост

В вопросе о корректном, не приводящем к греху, употреблении спиртной продукции священники акцентируют внимание постящихся на правило, которое изрек Апостол Павел: «Все нам позволительно, но не все полезно».

Это высказывание задает смысл постному рациону – чувство меры должно быть постоянным и основополагающим принципом на протяжении периода, а отсутствие запрета на некоторые виды алкоголя – не повод пить. Необходимо помнить о том, что алкоголизм, как и другие виды зависимостей порицаются православной верой.

Строгие ограничения в питании и поглощении напитков установлены в первый день – необходимо воздержаться от употребления пищи, пить только воду, в том случае, если очень мучает жажда. В остальной период составлять рацион питания рекомендуется по Календарю поста.

Он помогает контролировать даты, в которые, пищу лучше употреблять в сыром виде, а в какие, тушить без масла. Календарь направлен на формирование пищевого поведения верующего, предполагающее духовную эволюцию постящегося.

Любые ограничения в питании в большей степени распространяются на взрослых. Детское меню должно составляться с учетом развития организма, не должно негативно влиять на рост ребенка, деятельность мозга.

Учитывая правило золотой середины во время воздержания и запрет на употребление алкоголя для людей, страдающих алкоголизмом, можно сформировать основной перечень правил распития вин и кагоров в Великий пост:

  • Допускается употреблять 1-2 бокала в выходные (суббота, воскресенье) в процессе скромного приема пищи.
  • В будние дни во время полиелейных (даты почитания святых) праздников.
  • Употребление вина входит в Причастие. Поскольку оно является частью религиозного ритуала, то умеренное распитие не возбраняется.

Не запрещено употребление сухих красных вин в лечебных целях, например, при анемии, при проблемах с давлением. Поскольку это носит лекарственный характер, сродни приему таблеток. То есть человек не распивает спирт и его производные в период обострения алкоголизма, и церковью не осуждается.

В подобных случаях большую роль играет восприятие ситуации самим верующим, комфортно ли ему принимать такое лекарство.

Заключение


Великий пост — религиозное явление, период воздержания от излишеств в пище и напитках, направленное на очищение духа и тела верующего от зла, на просветление. В этот более чем двухмесячный период нельзя употреблять еду животного происхождения и напиваться.

Ограничение на спиртное не распространяется на винные продукты и кагор. В ряде случаев – Причастие, дни почитания святых, выходные – не возбраняется употребить немного вина.

Запрещается и порицается церковью употребление спиртных напитков для увеселения.

Статьи по теме