Конспект занятия пересказ описательного рассказа об овощах. Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты. Дидактическая игра с мячом «Какой сок приготовили?»

Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление описательного рассказа об овощах»

Ц е л ь: Формирование

составлять

рассказ-описание

моделирующей деятельности.

Задачи: Образовательные:

Составление

рассказа-описания

моделирующей

деятельности;

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:

Совершенствование

грамматического

(образование

существительных

уменьшительно

ласкательными

суффиксами

Образование слов признаков к словам предметам;

Расширение

уточнение

представлений,

внешнем виде;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;

Образование имен существительных Р.п. ед.ч.

Развивающие:

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие связной речи;

Развитие пространственных представлений;

Развитие слухо-речевой памяти.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,

натюрморт, схема «расскажи-ка».

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель приветствует детей)

1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»

В.: Послушайте внимательно загадки.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Д.: Капуста.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Д.: Морковь.

В.: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Д.: Огурцы.

В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?

Д.: Овощи.

Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.

В.: Скажите, где растут овощи?

Д.: На грядке.

В.: А грядки, мы капаем где?

Д.: На огороде.

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы

знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы

оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«В добрый путь!».

(На доску вывешивается картинка огорода).

3. Игра «Один много»

В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на

огороде растёт один огурец, а много?

(Один огурец-много огурцов)

Морковь-моркови

Капуста-капуст

Перец-перца

Помидор-помидоров

Редиска-редисок

В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает

сыграть вам в игру «Назови ласково».

4. Игра «Назови ласково».

Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает

мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Перец-перчик;

Капуста-купусточка;

Редис-редисочка;

Динамическая пауза.

В.: Я предлагаю вам передохнуть.

Мы вчера в саду гуляли

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами

(Движение правой рукою вверх-вниз)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)

Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

5. Игра «Какой? Какая?»

В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать

вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий

Огурец- длинный, зелёный, овальный.

Лук – полезный, сочный, круглый.

Копатычу

понравилось

возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы

Комитет по образованию Муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Составление описательных рассказов об овощах» .

Возраст: 6-7 лет

Диагноз: ОНР – 3 уровня, дизартрия, моторная алалия

Кирсанова Светлана Викторовна

воспитатель МДОУ

детский сад комбинированного вида

№ 5 «Незабудка».

г. Тихвин

2013г.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах по схеме.

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей об овощах;
  • упражнять в употреблении глаголов действия, глаголов, связанных с уборкой урожая;
  • закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными.

2. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение слушать и оценивать рассказы товарищей.

3. Коррекционно – развивающие:

  • Развивать грамматически правильную речь;
  • Развивать слуховое внимание, мышление.

Оборудование: муляжи овощей; кусочки овощей на тарелке под салфеткой; предметные картинки; наборы картинок для всех детей; карта - схема для составления описательных рассказов;

Ход занятия:

I часть. Организационный момент:

Дети стоят около стульчиков. Воспитатель предлагает сесть тому из детей, который назовет овощ и скажет какого он цвета. (Пример: лук - зеленый).

II часть. Основная:

1. Обобщение знаний об овощах.

(Воспитатель достает корзину).

Осень щедрою рукою одарила нас с тобою,

И на каждой грядке выросли загадки.

Воспитатель загадывает загадки. При отгадывании загадки, из корзины достается соответствующий овощ. Ребенок называет определения к этому овощи.

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек. (Капуста)

(Она круглая, зеленая, крепкая, сочная).

* Без окошек, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

(Он зеленый, длинный, крепкий, сочный, вкусный).

* Сидит девица в темнице,

А коса - на улице. (Морковь)

(Она красная, длинная, крепкая, сладкая).

* Сидит дед,

В шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

(Он круглый, коричневый, твердый, горький).

2 Воспитатель: - Какие овощи растут на земле?

Дети: - Помидоры, огурцы, перец.

Воспитатель: - Какие овощи растут в земле?

Дети: - Свекла, морковь, репа.

На фланелеграфе прикрепляется картинка, изображающая "землю". Дети называют овощ, берут картинку и прикрепляют ее в нужное место на картинке - "земле".

3. Воспитатель: - Найдите у себя на столе картинки с овощами, соответствующими цвету, который я назову.

(Пример: красный - помидор, перец, морковь).

Перед детьми лежат наборы картинок с овощами. Дети отыскивают нужный овощ и поднимают картинку.

4. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

5. Составление описательных рассказов об овощах.

Воспитатель выставляет перед детьми схему для составления рассказа об овощах. Вместе с детьми, опираясь на схему, составляется рассказ об овоще. А затем рассказы составляются детьми.

Пример. Лук бывает желтого или светло - коричневого цвета, а бывает и зеленого цвета. Лук желтого или светло - коричневого цвета называют репчатый, потому что он похож на репку. Он круглой формы. Репчатый лук бывает крупным или мелким. Лук - горький. Растет он на грядке в земле, а зеленые перышки - над землей. Лук употребляют в салате, в супе, в гарнире; в сыром, жареном и вареном виде.

6. Воспитатель: - Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

- Помидоры (срывают).

Лук (выдергивают).

Баклажаны (срезают).

Репу (выдергивают).

Капусту (срезают).

Огурцы (срывают).

Горох (рвут).

Чеснок (выдергивают).

Картофель (выкапывают).

Свеклу (выдергивают).

Кабачки (срезают).

III часть. Окончание:

Воспитатель: - Для чего же нам нужны овощи?

Выслушиваются ответы детей. Дается оценка работы детей на занятии.


Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • Активизация словаря по теме «овощи, фрукты».
  • Совершенствовать знания об овощах и фруктах.
  • Развивать внимание, память.
  • Учить определять существительные по родам (мужской, женский, средний).
  • Учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
  • Закрепить знания детей в образовании Родительного падежа существительного.
  • Учить детей выстраивать связное высказывание.
  • Учить составлять описательный рассказ-загадку по теме «Овощи-фрукты» с опорой на наглядность.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, карандаши, схемы для составления рассказа-загадки, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)
- От дождя земля намокла
– вылезай, толстушка... (свёкла)
- Из земли за чуб плутовку тянем сочную... (морковку)
- Помогает деду внук, собирает с грядок... (лук)
- Вот зелёный толстячок крупный, гладкий... (кабачок)
- Очень сочны и красивы выросли на ветках... (сливы)
- Для Серёжи и Марины набираем... (мандарины)
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину... (груши)
- Не забудем для Алёны очень кислые... (лимоны)
- Для начинки в пироги набираем... (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на экран, а какие овощи или фрукты можно назвать со словом много.

А вот Вы сейчас назвали мандарины, груши, лимоны, а это все как можно назвать одним словом?

Дети: - Фрукты.

Логопед: Это одна группа, а вторую группу, как назовем?

Дети: - Овощи.

Логопед: В Москве уже в 19 раз проходит агропромышленная выставка. Где представлена продукция полей садов и огородов. На этой выставке встретились «Садоводы», которые выращивают фруктовые сады, а как Вы думаете, как будут называться люди, которые выращивают овощи?

Дети: Овощеводы.

Логопед: Встречаясь на выставке они каждый раз спорят, чья продукция нужнее и полезнее.

Вот и для детей, которые пришли на выставку они придумали задания? Хотят посмотреть, знаете ли Вы овощи и фрукты?

3. Игра «Он, она, оно»

Логопед: - Вот решили, они сделать стенд, где бы лежали, только овощи или фрукты мужского, женского и среднего рода и назвали, они этот стенд так «ОН, ОНА, ОНО», только пока не разложили овощи и фрукты в нужные корзины.

Возьмите любой овощ или фрукт, и называя предмет определяем куда положим его. Например: Морковка она. (дети подходят и складывают в корзины)

4. Игра «На грядках, на деревьях»

Логопед: - Где растут фрукты?

Дети: На дереве.

Логопед: А где растут овощи? (на грядке)

Логопед называет овощ, или фрукт, а дети показывают, если овощ – приседают, если фрукт – поднимают руки.

Огурец, яблоко, слива, морковка, тыква, кабачок, груша, капуста, лимон, редиска.

Логопед: И снова садовод и овощевод придумали для Вас задание. Стерли они все согласные, оставили, только что? Правильно гласные. И просят нас подобрать схему слова к предмету. Правильно первая схема банан.

Сколько здесь слогов в слове.

Дети: - Два.

Правильно, сколько гласных, столько и слогов.

5 . Ира «По цвету, по форме»

Логопед: - Вот садовод и овощевод решили снова нас проверить, как мы разбираемся в цветах и формах.

Детям раздаются карточки, по которым они должны сказать. Например: «Огурец зеленый, овальный»

6. Физминутка (дети по показу выполняют движение) «Урожайная песенка»

7. Составление описательной загадки по схеме

Еще больше усложнили они задачу, нужно составить загадку по схеме. Посмотрите, как я это сделаю: Он растет на грядках, он треугольный, красный, может быть желтым, зеленым. На вкус сладкий. Что это? Да, это перец.

Давайте возьмем карандаши и обведем, что нам понадобится для загадки, а цвет раскрасим.

Дети загадывают загадки.

8. Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Сколько всего вкусного можно приготовить из овощей и фруктов.

Логопед: - Как Вы думаете, что можно делать с овощами и фруктами?

Дети: - Можно жарить картошку, варить её. Варенье варить, мариновать овощи и т.д.

Логопед: - А вот это будет тема нашего следующего занятия.

Логопед: Какие Вы сегодня молодцы! Поэтому садовод просит Вас оценить свою работу и повесить на дерево яблоки, если Вы думаете, что занимались «отлично» вешаем красное яблочко, а если «хорошо», то зелёное.

До скорых встреч!

Использованная литература и материалы

  1. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР» (альбом № 1).
  2. Картинки и «доскажи словечко» интернет-ресурсы.

Попова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Составление описательного рассказа с опорой на схему"
Дата публикации: 21.04.2016
Раздел: среднее профессиональное

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

«Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему»

Задачи:
Образовательная: Учить составлять описательный рассказ об овощах по предложенной схеме. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Овощи», учить отвечать полным предложением. Развивающая: Развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, с амо стоятельно сти, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Оборудование:
Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор); Схемы для составления рассказов; Свежие овощи для угощения.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент
. Дефектолог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, назвав овощ. Ребята, какое сейчас время года? (Осень) Сядет тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)
II. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке. « Наша грядка» Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат – Наша грядка просто клад. Шесть овощей на нашей грядке Перечисли по порядку. Если слушал ты внимательно, Назовешь их обязательно. Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)
III. Беседа об овощах.
Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….) А одинаковые ли они? (нет) Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…) Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают) Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…) Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…) Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

IV. Физкультминутка с массажным мячиком «Помидор»
Будем помидор катать – Вот так, вот так (прокатывание мяча вперёд – назад поочерёдно каждой рукой) Будем помидор бросать – Вот так, вот так (2 раза подбросить вверх) Будем помидор крутить – Вот так, вот так (мячик прокатываем между ладонями круговыми движениями) Будем помидор делить – Вот так, вот так (вытягиваем руки вперёд, как бы «угощаем»).
V. Игра "Про что так можно сказать"
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи». Большой (что?) арбуз, желтая-…маленькая.., синяя…крупный… красное…круглый зеленый..мелкий…. черная...твердый - … длинный...мягкая - спелая…сладкая - … сочный...вкусное - свежий...горький – хрустящий.
VI. Составление описательного рассказа по схеме.
А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят). Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
VII. Игра "Чьи овощи?"
Катя взяла огурец - Это чей огурец? Это Катин огурец.
VIII. Итог:
Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах? Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо занимались и составляли рассказы. Осень так щедра и богата урожаем, что отправила вам еще одну корзинку с вкусными овощами. Но прежде, чем их кушать, нам нужно что сделать? (Помыть руки и овощи).

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Статьи по теме