История самовара. Правда ли, что самовар появился в россии

Эту историю можно начать с вопроса: «Русский самовар, он действительно русский»? Удивительно, но даже в таком простом вопросе таится конфликт двух старых идеологий (западники и славянофилы).

И вообще, история самовара обросла целыми гроздьями «клюквы», и найти истину будет совсем непросто. А может быть и невозможно.

Я предлагаю вам пойти путем проверенным: исторические документы и, плюс, простая житейская логика.

Поскольку история давняя, то разобраться в ней «по-быстрому» не удастся – настраивайтесь на длинный текст. Однако, если вам действительно интересно, то время вы зря не потеряете. Будет, как минимум, полезно.

Легенды про русский самовар

Из всего многообразия мнений и «старых историй» я бы выделил шесть (как самые часто встречающиеся):

1. Самовар в Россию из Голландии привез Петр I и именно с первого императора началась история русского самовара.

Легенда красивая, но не выдерживает самой элементарной проверки на достоверность. Дело в том, что во времена Петра Россия уже была страной пишущей. Во всяком случае, была таможня, собирались налоги, велись записи. И первое письменное упоминание о самоваре (как объекте налогового права) мы можем найти в документах, которые составлены много лет спустя после смерти Петра (не говоря уже о времени путешествия императора в Голландию). Нет упоминаний о русском самоваре и в каких-либо других источниках (в том числе и иностранных).

2. Самовар завезен в Россию из Китая вместе с чаем.

Эта версия выглядит достаточно логичной, но… Чай в Россию начали импортировать в семнадцатом веке. Это один факт. Известен китайский хо-го, который внешне похож на самовар. Это второй факт.

Китайский хо-го

Но, хо-го предназначен не для того, чтобы «варить» чай. И вообще он не предназначен для того, чтобы варить. Хо-го – это чаша (ёмкость) с устроенной под ней жаровней (топкой), которая применялась для того, чтобы поддерживать температуру пищи (т.е. не давать остывать). И только. Хо-то служил не для приготовления, а для подачи горячих блюд.

А кроме того, китайцы уже много веков пользуются чайниками и специальными чайными чашками, и их чайная культура не предполагает использования хо-го для приготовления каких-либо блюд, а тем более такого благородного напитка.

Кроме того, аналогичные «подогревательные» приборы истории известны достаточно давно. Были они, например, у Древних римлян. Автепса (это название римского «подогревателя») представляла собой куб с двойными стенками. Между стенками наливали воду, а в центе разводили огонь. Таким образом подогревали воду, которую добавляли в вино. Над огнем ставили треножник, на котором подогревали пищу.

Были такие «подогреватели» и в Древней Персии. Остатки медного «подогревателя» были найдены при раскопках древнего города Бельджамен в Поволжье. Предполагают, что этот прибор был булгарского (ещё домонгольского) производства.

3. Самовар пришел в Россию из Англии и является аналогом английской «чайной урны».

Действительно, для кипячения воды в Англии применяли «чайные сосуды» или «чайные урны». Однако, эти сосуды были популярны в 1740 — 1770 годах. А к этому времени русский самовар был уже известен не только в России, но и в Европе.

Они бросали в сосуд с водой горячий камень и вода закипала. А поскольку вода закипала, то это и есть самовар. Логика просто невероятная. Из неё следует, что и самолет придумали кроманьонцы. Они пытались достать горячий камень из кипящей воды, а поскольку камень был горячий – они бросали его в сторону. Камень летел… Так появился самолёт!

5. Самовар – это эволюция сбитенника.

Сбитенник – это специальный сосуд (прибор, если хотите) для приготовления сбитня. Сбитень известен на Руси более 1 000 лет. До того, как появился чай, русские люди пили сбитень постоянно и регулярно. Во всяком случае утром – обязательно. Напиток этот вкусен и полезен (много полезнее чая).

Однако, вернемся к самовару. Да, версия очень сильная – сбитенник почти похож на самовар: ёмкость с внутренней трубкой для закладки угля, есть устройства для «подачи» напитка (носик, как у чайника). И готовили (варили) сбитень в сбитеннике.

Всё бы было очень логично и достоверно, если бы не существовало версии № 6.

6. Самовар уральский.

Туляки считают себя родоначальниками самоваростроения в России. В 1996 году Тула отметила 250-летие с начала промышленного производства самоваров в городе оружейников. В 1746 году была сделана запись в опись имущества Онежского монастыря. Эта запись гласит, что в монастыре был самовар тульского производства.

Однако (и пусть не обижаются жители Тулы), есть достоверные данные о том, что первые самовары были произведены на Урале на заводах Суксунском (завод принадлежал Демидову), Троицком (завод Турчаниновых) и Иргинском (владельцы братья Осокины).

Очень часто, вспоминая историю своего отечества, мы говорим о безвестных героях и безвестных умельцах. Но, не бывает «безвестных», а есть просто имена забытые.

Давайте попробуем разобраться в событиях лет давно минувших.

И начну я не с начала, а с (если так можно сказать) середины.

В Государственном архиве Свердловской области хранится очень любопытный документ из таможенной службы. Датирован он 7 февраля 1740 года. Согласно документу на таможню Екатеринбурга с реки Чусовой были доставлены товары: мёд в шести кадушках, орехи в шести кулях и «самовар медный луженый, весом 16 фунтов, собственной заводской работы, с прибором». Пострадавшими в этом деле были купцы Иргинского завода.

Примечательно то, что таможенники не удивились чуду чудному, которое было обнаружено на пристани. А записали уверенно: «Самовар». Из чего следует, что видели они самовар уже не в первый раз. И стоимость его определили – 4 рубля 80 копеек.

А началась эта история в 1727 году, когда братья Осокины получили место под медеплавильный завод на реке Иргинке. На заводе чеканили медные деньги (для казны), а когда потребность в деньгах отпала, начали делать медную посуду. Нужно сказать, что дело это было прибыльное и братья богатели. Выпускали посуду литейную и точеную.

А вскоре случилась беда – на частные заводы приехали казенные (государственные) шихтмейстеры, которые заменили приказчиков и начали учить мастеровой люд уму да разуму. Сегодня бы сказали об усилении роли государства в регулировании экономики. Производство посуды прекратили (по требованию казенного человека) и начали сдавать медные слитки в казну «по твердой цене». В результате завод очень быстро подошел к банкротству.

Владелец завода обратился в казну с просьбой спасти завод и получил соизволение произвести медную посуду. Но, один раз. И продать куда хочется.

Примерно в это время началось башкирское восстание, которое породило «вольницу» — добровольцы с заводов уходили в отряды для усмирения восставших. И если на других заводах мастеровой люд держался за рабочие места, то с завода-банкрота народ просто повалил на войну. Через несколько месяцев «воины» вдоволь навоевались и начали возвращаться домой.

История не сохранила имени того мастера-воина, который вернулся на завод с войны с идеей создать походный котел, у которого можно было бы согреться холодной ночью без костра, быстро приготовить горячую пищу, а потом спрятать этот котел в дорожный мешок.

Вернулись мастера на завод, а завод-то на грани разорения. Есть соизволение из Екатеринбурга сделать посуду и продать её, но только один раз. А кому продать? Старые связи разорваны, надежных покупателей нет. Что делать? И тогда заводчик нашел надежного покупателя – частные и казенные винокурни, которым требовались дорогостоящие кубы, казаны и трубы-самовары.

Самовар-кухня

Нужно сказать, что первые самовары сильно отличались и по своему внешнему виду, и по устройству от самоваров современных. Были самовары, разделенные на отсеки в которых одновременно можно было готовить и первое, и второе, и третье блюдо. Были и самовары на одно блюдо. Небольшие, на 3-8 литров и 15 литровые, которые в народе называли «солдатскими» и «цыганскими». Именно в то время появились знаменитые самовары-кухни и нагревательные чайники.

Золотой век русского самовара

Расцвет русского самовара – это конец восемнадцатого века, и век девятнадцатый. До этого времени и чай был дорог, да и самовар мог себе позволит только очень состоятельный человек. Помните, во сколько оценили свой самовар купцы на таможне? 4 рубля 80 копеек. Хорошая изба стоила 10 рублей, а за 20 рублей можно было купить дом. Корова стоила от 2,50 рублей.

Со временем самовары начали производить серийно, что снизило стоимость самоваров, да и чай стал более доступным.

Самовары охотно покупали люди состоятельные, появились самовары в трактирах, а ещё были популярны «самовары общественные».

Перед Отечественной войной 1812 года основным поставщиком самоваров был Пётр Силин, который владел заводом в Московской губернии. Он производил до 3 000 самоваров в год.

А вот после войны ситуация изменилась и основное самоварное производство переместилось в Тулу. В городе оружейников работало 28 самоварных фабрик, которые выпускали уже 120 000 самоваров и аксессуаров к ним.


Появились самовары самых разных фасонов: «ампир», «кратер», самовар-банка, самовар-дуля, самовар-рюмка и т.д. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на продукцию конкурентов, самовар. Запускались в производство самовары-кухни, самовары-кофейники, дорожные, керосиновые (которые были очень популярны на Кавказе). Но все эти новинки просто сошли на нет к концу 19 века. С началом века двадцатого из самоваров пили только чай. И к началу Первой мировой войны Тула производила более 660 000 самоваров в год.

Душа русского самовара

При таких объемах производства самовар прочно вошел в каждый дом. И не просто вошел – самовар стал характерной чертой национального быта.

Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал:

Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно.

Так было – самовар стал частью культуры народа. Про него писали Пушкин и Гоголь, Блок и Горький.

А как его писали (и пишут) художники. В этот пост я включил несколько картин, в которых главный герой – самовар. Если у вас есть желание, то вы можете увидеть более объемные подборки картин, посвященных самовару:

  • На вышитой скатерке самовар стоит. Художник Евгений Муковнин
  • Натюрморты. Чай из самовара
  • Русское чудо самовар фото

Романтика и поэзия стола украшенного самоваром, и летняя ночь, и цветущий хмель, и медовые запахи… И сердце замирает от уютного матерчатого абажура, кружевной скатерти, букета сирени, и песни самовара.

А русский самовар просто обязан быть певучим. Сначала он тонко и нежно поёт, потом шумит, как зимняя вьюга, а затем – бурлит, как весенний ручей. И это не случайно – настоящий самовар изготавливали так (форма корпуса), чтобы он обязательно пел.

А какой в самоваре чай? Это вам не электрический кипятильник. Самовар – это настоящий химический реактор, который эффективно снижает жесткость воды. В настоящем самоваре вода нагревается не так, как в чайнике (снизу вверх. Теплая вода поднимается вверх вместе с солями, минералами и т.п.). А в самоваре вода нагревается вся сразу и нерастворимые карбонаты оседают на дно (поэтому у самовара краник всегда выше дна) и, в меньшей мере, на трубе. Отсюда и такой невероятный вкус чая. Помните?

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

На протяжении полутора веков самовары были неотъемлемой частью русского быта. Они представляют собой устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в них нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой наполняемую древесными углями высокую трубку. Чуть позже появились керосиновые, электрические и прочие виды самоваров. В настоящее время они практически повсеместно вытеснены чайниками.

Старинные самовары: немного истории

Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей.

В Россию традиции чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера.

Точную дату появления таких изделий назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век. В это время было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию. Но среди них особенно прославились именно мастера Тулы. Такие фабриканты, как Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.

Первыми производителями самоваров в Туле стали братья Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.

Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.

Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя. Через некоторое время мастера стали использовать латунь и мельхиор.

Виды конструкций

По способу нагрева воды старинные самовары подразделяются на:

  • Жаровые (угольные, дровяные), с которых собственно и начиналась история самоварного дела. Для нагрева воды можно использовать практически любые древесные горючие материалы (уголь, дерево, шишки, и т. д).
  • Электрические. Вода нагревается с помощью нагревательного элемента. Основным достоинством является отсутствие дыма и копоти.
  • Комбинированные, совмещающие в себе два типа нагрева воды - от электричества и от тепла сгорающего топлива.

На рубеже XIX-XX века стали выпускаться новые виды самоваров: керосиновые, изделия «Паричко» и медные приборы Черниковых с боковой трубой.

Также старинные самовары различаются по форме. Самыми дешевыми считаются банки, затем по возрастанию цены рюмка, шар и далее ваза, яйцо.

Объем самоваров

Данные устройства различаются по литражу.

Самые ходовые старинные самовары - угольные от 3 до 7 литров. Изделия менее 3 литров обычно стоят дороже своих больших аналогов, поскольку они сложнее в изготовлении и встречаются реже.

Самовары электрические бывают от 1,5 до 3 л. Большие размеры встречаются довольно редко.

Материал для изготовления

Самовары изготавливаются из разных материалов. Самыми распространенными являются латунные изделия, а также из меди, мельхиора и томпака.

Медные самовары считались праздничными, поэтому они самые дорогие. Сейчас продаются в основном латунные с медным покрытием изделия, но можно найти и старинный медный самовар. В продаже же чаще всего встречаются латунные устройства золотого цвета (выглядят они очень нарядно, но нуждаются в тщательном уходе за своей поверхностью) и латунные с никелированным покрытием (имеют серебристый цвет, выглядят тоже красиво, но не требуют особого ухода).

Широко распространены также латунные самовары с росписью.

Жаровые самовары

С точки зрения антикварной ценности наибольшую привлекательность имеют именно самовары на угле, где основное топливо - уголь. Поскольку что в те времена уголь по карману был далеко не всем, для топки зачастую использовали дрова, которые закладывали во внутреннюю трубу.

В среде антикваров не менее востребованы старинные самовары на дровах. Визуально от угольных аналогов они мало чем отличаются. Но истинные ценители древности их различат мгновенно.

Наибольшую ценность имеют подлинные изделия 17 - начала 19 веков, каждое из которых по-своему уникально и является произведением искусства. Стандартом высочайшего качества старинного самовара считается клеймо мастера.

Достоинства и недостатки дровяных самоваров

Это настоящие старинные самовары, а, значит, можно прикоснуться к настоящей русской традиции чаепития, которой уже почти две сотни лет. Плюс жаровых изделий - нагретая вода в них медленнее остывает.

Среди недостатков можно выделить:

1) Жаровые самовары старинные (цены на них самые разные) нужно нагревать, когда они заполнены полностью водой. Если это правило не соблюдать, они могут распаяться. Поэтому при необходимости в остывшем устройстве подогреть воду нужно обязательно долить жидкость, а уже потом заново разогреть. Однако растопить потухший самовар непросто, поэтому, скорее всего, придется не доливать, а слить воду, убрать старое топливо, налить воду и вновь растопить.

2) Растапливать угольные самовары можно только в открытых помещениях, либо трубу вставлять в специальную вытяжку.

3) Жаровые самовары гораздо дороже подобных электрических.

Электрические самовары

Эти изделия пришли на смену жаровым аналогам уже в эпоху развитого социализма. По своей конструкции они устроены гораздо проще и не имеют традиционной изысканности форм и элементов. Именно поэтому самовары электрические обладают наименьшей коллекционной ценностью.

Достоинства и недостатки электрических самоваров

Электрические варианты удобнее разогревать, причем при любом объеме воды (лишь бы был покрыт ТЭН). Они могут использоваться в закрытых помещениях. У большей части электросамоваров имеется термовыключатель.

Главным минусом электрического самовара является то, что это не самовар, а, скорее, электрочайник нестандартной формы. Здесь нельзя почувствовать запах шишек или яблоневых веточек. После нагревания он быстрее жарового остынет, поскольку внутри него нет медленно остывающих углей. Им нельзя пользоваться на природе, так как там нет электричества.

Комбинированные старинные самовары

Поскольку прогресс не стоит на месте, покупка самовара комбинированного будет очень удачным приобретением, объединяющим достоинства жаровых и электрических собратьев. Растопить такое устройство можно дровами, а когда остынет вода, подогреть ее электричеством. Использовать его можно как на природе, так и в помещении.

Единственный минус комбинированных самоваров - их стоимость, которая выше и дровяного, и электрического варианта подобного объема и формы.

Сколько стоит старинный самовар?

Желающие иметь у себя в доме старинный самовар без особых проблем могут его приобрести на антикварном рынке, который очень успешно снабжает всех желающих такими изделиями, которые отличаются внешним видом, качеством, художественными достоинствами, временем изготовления, объемом и ценой. Простым покупателям, в отличие от коллекционеров, разобраться во всех тонкостях довольно сложно, хотя порой даже коллекционеры не знают, как оценить то или иное изделие. Ведь, например, только одна тульская фабрика В. С. Баташева изготавливала более 50 форм и размеров различных самоваров, а если учесть еще и других производителей, то не так-то уж просто становится определить цену этого популярного товара.

Как мы уже сказали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.

Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.

Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.

Все самовары условно можно разделить на 3 категории:

  1. Самовары старинные (цены на них самые разные). Изготовлены они, как правило, на самом высоком художественном уровне и выполнены из дорогого материала. На антикварный рынок такие экземпляры попадают нечасто, и стоимость здесь определяет, как правило, продавец. Покупателю остается либо приобретать за эту цену, либо же искать по другой цене. Стоимость такого товара доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
  2. К этой категории относятся изделия, которые имеют хорошую художественную проработку, нестандартную форму, покрыты серебром. Таких самоваров на рынке гораздо больше, поэтому продавец с покупателем могут договориться в цене. Диапазон цен колеблется в пределах 10 тыс. долларов.
  3. В эту категорию входят массово выпускаемые изделия, обыкновенные и чисто функциональные. Цену на такой товар предлагает, как правило, покупатель. Стоить такие самовары могут приблизительно 500 долларов.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?

Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в . Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.

Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.

Версии происхождения самовара

Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.

1. Античный самовар Древнего Рима

Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса - так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.

2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»

Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и , обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».

Появление на Руси – из истории самовара

Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.

Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара ?

Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.

Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!

Пройдя по страницам истории самовара , вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?

Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом . Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!

Владимир Стожаров у самовара.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.

Кто и когда придумал такую вещицу как самовар?

Самова́р - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр.

Самовар является таким же символом России, как балалайка и матрёшка.
http://ru.wikipedia.org/wiki/СамовР...

[править] История самовара
О появлении первых документально зафиксированных самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796-м - Михаила Медведева.

В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 – 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд.

В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук.

В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая.

В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар «Паричко». Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности р

Статьи по теме