Кто изобрел самогонный аппарат. Из чего на Руси гнали самогон

January 8th, 2009

Самогон — это крепкий напиток, который был распространен на Руси во времена правления Ивана Грозного. Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. Пировать в кабаке могли только опричники, именовавшиеся в народе “псы царские”. Они этим правом гордились: пьян да умен — два угодья в нем. В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно — ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза. Нашлось немало охотников, желающих забежать в “царев кабак”, чтобы приложиться к спиртному, “напитку опричников”, ведь запретный плод всегда слаще.

Русский самогон первой половины XIX века часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя «гонку браги» за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 литров затора, в котором было около 350 килограммов зерна и ржаного солода, около 20 килограммов дрожжей при первой взгонке выходило всего лишь около 40 литров «хлебного вина».

После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило приблизительно 20 литров хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20-30 литров самогонной водки. Такой напиток был в буквальном смысле дороже золота. В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, винокурение XVIII-XIX веков было именным и не носило коммерческого характера.

История самого аппарата теряется во мраке времен. Начало положено в те времена когда научились отделять жидкие субстанции друг от друга посредством испарения, потом конденсации. Таким образом отделяя более летучие от тяжелых. Это была тривиальная процедура в практике алхимиков. Вы помните эти стеклянные колбы с булькающей жидкостью и уходящими от них змеевиками.

За всю свою историю самогон получали различными способами с применением невероятного количества приспособлений, начиная от огромных, почти промышленных размеров, заканчивая компактными, миниатюрными аппаратами. В зависимости от размеров и объема выпускаемого продукта их разделяли на «общественные» и личные. Если агрегат был большим и были способен выпускать самогон в больших количествах за небольшой промежуток времени, то чаще всего им пользовались все жители того небольшого пункта, где он располагался, по очереди.

Получение самогона основано на испарениии, а потом конденсации и выводе в отдельную посуду самой легкой фракции в забродившей браге - спирте.

И конструкция в основной своей массе выглядит следующим образом:

* сосуд с брагой;
* змеевик;
* устройство для охлаждения змеевика.

Из старых "рецептов": "Из 1 пуда муки и 1/2 дрожжей, (можно взять и хмель) получается около 1-го ведра самогонной сивухи крепостью приблизительно в 25 градусов.

Первые порции перегоняемой из перебродившего хлебного сусла алкогольной жидкости дают самый крепкий спирт — «первач» или "горючка" (горит), вторая порция — «вторяк» — послабее и третья — "третьяк" - еще слабее, так что общая смесь составляет алкогольный напиток крепостью в 25 градусов.

В городе просто немыслимо было использование габаритных агрегатов в квартирных условиях, что и привело к модернизации этого устройства и уменьшению его размеров. Тут же они получили разделение по способу нагрева, на электрические и открытого огня.

Но так же можно исключить и змеевик, что позволяет упростить конструкцию самогонного аппарата до невозможности, но при этом технология изготовления слегка усложнится, требуя к своему процессу немного больше внимания.

Несмотря на огромное количество разновидностей самогонных аппаратов наибольшее распространение получили агрегаты, созданные на основе простого молочного бидона. Это произошло за счет того, что этот сосуд уже оснащен всеми необходимыми герметичными свойствами.

Водка Шереметевых, Юсуповых, Куракиных, Разумовских намного превосходила по качеству шотландский виски и французский коньяк. Именно такой самогон Екатерина II отправляла в дар Густаву III, Фридриху Великому, Вольтеру и Карлу Линнею.

Почему же качество водки к концу XIX века резко ухудшилось? Это было связано не с «разночинством», «нищетой» и «невежеством», как утверждает один из героев Вени Ерофеева, а, напротив, с отменой крепостного права и улучшением благосостояния некоторой его части. Именно до 1861 года водку гнали медленно, затрачивая огромное количество сырья. Ведь зерно было даровым, труд крестьян-винокуров - неоплачиваемым, дрова бесплатными.
Самогонная водка имела предельно высокий статус. Именно эта водка ушла в прошлое с отменой крепостного права. В новых условиях ее стоимость превосходила бы в 100 раз стоимость самого дорогого шотландского виски.

Самогон делался из неочищенной речной, озерной или ключевой воды определенного вкуса и степени жесткости и из морозостойкой среднерусской ржи. Для закваски столетиями выращивались специальные коллекционные дрожжи. В XVIII веке для очистки стал использоваться березовый, липовый, буковый или дубовый уголь. Использовалось фильтрование через свежеиспеченный ржаной хлеб, очистка белком, молоком. Иногда - вымораживание в бочках. Лед, осевший на стенках бочонка, забирал в себя вредные примеси. Такая водка именовалась русской выморозкой.

Самогон - это исключительно русский крепкий напиток. Этот бренд до сих пор никто не раскручивает, при том что самогон широко известен на Руси с XV века. Первоначально самогонная водка была не хмельным напитком, а лекарственным настоем, в таком значении она встречается в Новгородской летописи 1533 года. Традиционно в России производилась самогонная водка четырех сортов: «простое вино», «вино доброе», «вино боярское» (высший сорт) и «вино двойное» (особой крепости).

Сейчас обычную самогонную водку делают из крахмала, сахара, зерновых, крупяных, бобовых культур, картофеля, винограда, сахарной свеклы, фруктов, ягод путем добавления дрожжей и воды, последующего сбраживания и перегонки, то есть операции выделения этилового спирта вследствие нагрева браги до температуры кипения с последующим охлаждением спиртовых паров.

Сегодняшнее качество водки нельзя даже близко сравнить с тем, что пили богатые люди пару сотен лет назад. Все это следствие изменения «общественного положения» самогонной водки. В XX веке она стала восприниматься уже не как дворянский напиток, а как народный.

Самогонная водка вообще поставлена вне закона. Заводское же производство неизбежно работает в режиме экономии сырья. Поэтому во второй половине XIX века водку сменила мутная жижа, которую в народе тогда называли «сиволдай», «сильвупле», «французская четырнадцатого класса», «царская мадера», «чем я тебя огорчила», «пожиже воды», «продажный разум», «сиротские слезы», «подвздошная», «крякун», «горемычная», «прильпе язык», «чистоты не спрашивай». Эти самые сиротские слезы появились тогда, когда водка стала монополией государства. Монопольной водкой торговали в кабаках, которых в 1859 году в России было 87 388, а после 1863 года их количество перевалило за полмиллиона. Вот теперь и живем в соответствии с народной мудростью: «В кабаке родился, в вине крестился».

ИЗ ИСТОРИИ

В России, широкие массы народа до 16-го века были еще слабо затронуты алкоголем; народ был трезв, и ему разрешалось только по большим праздникам варить хмельные напитки — брагу, мед. Привозное виноградное вино, которое пили князья, бояре и купцы, народу было совершенно недоступно, так как оно стоило очень дорого.

Но с 16-го века стала распространяться в народе проникшая в Россию из-за границы дешевая хлебная водка; в это время были устроены царем Борисом Годуновым казенные царевы кабаки.

В России также научились добывать чистый спирт и приготовлять водку. С тех пор все русские правительства насаждали пьянство с целью получения прибылей. Спиртные напитки сделались крупной статьей государственных доходов, так как народ в широком размере и необузданно стал потреблять водку.

В 16-м и 17-м в.в. правительство имело свои кабаки. Поставленные правительством продавцы обязывались выручать от продажи водки определенные, назначенные им суммы. В подкрепление своих обязательств они приносили присягу целованием предметов культа — креста и евангелия, почему их и называли «целовальниками» (это название удержалось за содержателями питейных заведений и до самого последнего времени). Если они не выручали нужные суммы, то их ставили на «правеж», то-есть били их на площади батогами по ногам.

* Первый кабак был открыт в Москве, в местности на Балчуге, царем Иваном IV Грозным для своих опричников.

* Больше всего пила Москва и Московская губерния.

Доход от продажи спиртных напитков составлял тогда около 1/3 всех доходов правительства. В последние годы перед первой мировой войной народы России тратили на спиртные напитки более одного миллиарда рублей, при чем около 900 миллионов рублей из них уходило только на водку. Эти 900 миллионов рублей, которые получала казенная винная монополия, и которые почти в 4 раза более современного единого сельско-хозяйственного налога, как бы в виде дополнительного налога вносили почти исключительно рабочие и крестьяне, так как они были тогда главными потребителями дешевой водки.

*************************

Во времена гонений на производителей виски в Шотландии и массового давления налогами, фактом нарушения закона о запрете самогоно- (то бишь виски-) варения являлось само наличие самогонного аппарата (в оригинале pot still). Прямо как в 1985году в СССР.
И вот однажды судят одного крестьянина, у которого обнаружили вискигонный аппарат.

Встает судья и говорит.
- Ваша вина в отношении нелегального производства виски доказана наличием аппарата. Не хотели бы вы признаться суду в каких-либо других провинностях, которые нам не известны?
Крестьянин, немного подумав, встает и говорит.
- Пожалуй - да, ваша честь. Я готов признаться в изнасиловании.
- КАК?! Вы еще и кого-то изнасиловали???
- Вообще, пока - нет. Но во всяком случае, аппарат у меня имеется.

Самогон известен на Руси с XV века. Этот спиртной напиток всегда гнали из тех продуктов, которые можно было найти под рукой. Его вкус, цвет и качество, конечно, зависели от того, что входило в состав браги и чем потом очищался дистиллят. Порой россияне изготавливали такую самогонку, которая по всем параметрам превосходила даже коллекционные виски.

Древний рецепт

Изобретателем самогона на Руси называют монаха Исидора, который первым начал гнать «хлебное вино» в Чудовом монастыре. Возможно, это только легенда, ведь Исидор - реальное историческое лицо, бывший митрополит Русской православной церкви, отправленный в монастырское заключение царём Василием Тёмным. Исидор был образованным греком и вполне мог собрать аппарат для дистилляции. Упоминание же о «хлебном вине» говорит нам, что для браги монах брал рожь или пшеницу. А, может, и то и другое. Пророщенные зёрна ячменя, овса, проса, ржи, пшеницы высушивались, а потом в них добавлялась вода для получения «солодового молока».

Именно из такой, уже побродившей солодовой массы до сих пор изготавливают самые лучшие по качеству самогонные напитки. Это один из древних и верных рецептов, только возгонять надо медленно и с повторными перегонками. Скорее всего, полученный таким образом самогон Исидор продавал в качестве лекарства или использовал, что называется, в виде «жидких» денег. Известно, что из своего заключения в кремлевской келье он сбежал и сумел добраться до Рима. Но, видимо, самогонный аппарат оставил в Москве и передал братии свой рецепт «хлебного вина», так как его продолжали гнать в Чудовом монастыре. Впоследствии эта традиция прижилась и в других монастырях, уже с дозволения Иоанна Грозного. Причём всегда самогон изготавливался на основе именно хлебных зёрен.

Благородный напиток

Производством «боярского, доброго, хлебного или двойного вина», то есть разного по крепости и качеству самогона, на Руси занимались исключительно с официального разрешения царских чиновников, которым потом отдавалась заранее оговоренная часть выручки. Продавали эти напитки только в казённых кабаках. Благородные княжеские дома тоже гнали самогон, но делали это только для внутреннего потребления, подходя к этому вопросу очень щепетильно. Качество такого алкоголя было весьма высоким.

Спиртные напитки от Юсуповых, Трубецких, Львовых, Пушкиных и других известных и состоятельных фамилий создавались с использованием аниса, сахара, кукурузы, картофеля, мёда, орехов, лесных и садовых ягод, винограда из крымских приусадебных виноградников, французского шоколада и даже трюфелей. Полученную жидкость очищали молоком, березовым углём, яичными и другими смесями. Для цвета и аромата в самогон добавляли различные растения - тархун, фенхель, соцветия липы, акации, можжевеловые шишки. И каждый благородный дом строго хранил рецепты своих личных напитков.

«Крестьянская радость»

Первая мировая война навсегда изменила уклад жизни россиян, народ голодал. Производство спирта к тому моменту приобрело промышленные масштабы, но все запасы уходили на фронт и на экспорт. Именно тогда самогоноварение стало спасением для крестьянства, оказавшегося на грани вымирания. В избах, а порой и прямо в огороде они всем семейством гнали самогонку из того, что оставалось от их нехитрой еды - из картофельных очисток, увядшей и подгнивающей свеклы, кукурузных листьев, испитого чая, старых пчелиных сот, скисших ягод.

Иногда в ход шла конопля, хмельные шишки, полевые цветы, некоторые ядовитые грибы. Делалось это все по-быстрому, не очищалось и не ароматизировалось. Самогонку продавали, обменивали на сахар и консервы у солдат, бежавших с фронта и, конечно, использовали для личных нужд. С той поры за самогоноварением закрепилась исключительно «нищенская» репутация. И во время Великой Отечественной войны и в переломные 1990-е годы самогоноварение спасло от голода множество семей, не имевших средств к существованию.

Сегодня считается, что самогоноварение - вне закона. Однако под статью гражданской или уголовной ответственности попадает только реализация самогонки. Изготовление алкогольного напитка для личного потребления - вполне легальное занятие. Но для себя лучше изобрести собственный рецепт, включающий дорогие и экзотические продукты, чтобы получить уникальный и качественный напиток.

Самогон известен на Руси с XV века. Этот спиртной напиток всегда гнали из тех продуктов, которые можно было найти под рукой.

Его вкус, цвет и качество, конечно, зависели от того, что входило в состав браги и чем потом очищался дистиллят. Порой россияне изготавливали такую самогонку, которая по всем параметрам превосходила даже коллекционные виски.

Древний рецепт

Изобретателем самогона на Руси называют монаха Исидора, который первым начал гнать «хлебное вино» в Чудовом монастыре. Возможно, это только легенда, ведь Исидор - реальное историческое лицо, бывший митрополит Русской православной церкви, отправленный в монастырское заключение царём Василием Тёмным. Исидор был образованным греком и вполне мог собрать аппарат для дистилляции. Упоминание же о «хлебном вине» говорит нам, что для браги монах брал рожь или пшеницу. А, может, и то и другое. Пророщенные зёрна ячменя, овса, проса, ржи, пшеницы высушивались, а потом в них добавлялась вода для получения «солодового молока».

Именно из такой, уже побродившей солодовой массы до сих пор изготавливают самые лучшие по качеству самогонные напитки. Это один из древних и верных рецептов, только возгонять надо медленно и с повторными перегонками. Скорее всего, полученный таким образом самогон Исидор продавал в качестве лекарства или использовал, что называется, в виде «жидких» денег. Известно, что из своего заключения в кремлевской келье он сбежал и сумел добраться до Рима. Но, видимо, самогонный аппарат оставил в Москве и передал братии свой рецепт «хлебного вина», так как его продолжали гнать в Чудовом монастыре. Впоследствии эта традиция прижилась и в других монастырях, уже с дозволения Иоанна Грозного. Причём всегда самогон изготавливался на основе именно хлебных зёрен.

Благородный напиток

Производством «боярского, доброго, хлебного или двойного вина», то есть разного по крепости и качеству самогона, на Руси занимались исключительно с официального разрешения царских чиновников, которым потом отдавалась заранее оговоренная часть выручки. Продавали эти напитки только в казённых кабаках. Благородные княжеские дома тоже гнали самогон, но делали это только для внутреннего потребления, подходя к этому вопросу очень щепетильно. Качество такого алкоголя было весьма высоким.

Спиртные напитки от Юсуповых, Трубецких, Львовых, Пушкиных и других известных и состоятельных фамилий создавались с использованием аниса, сахара, кукурузы, картофеля, мёда, орехов, лесных и садовых ягод, винограда из крымских приусадебных виноградников, французского шоколада и даже трюфелей. Полученную жидкость очищали молоком, березовым углём, яичными и другими смесями. Для цвета и аромата в самогон добавляли различные растения - тархун, фенхель, соцветия липы, акации, можжевеловые шишки. И каждый благородный дом строго хранил рецепты своих личных напитков.

«Крестьянская радость»

Первая мировая война навсегда изменила уклад жизни россиян, народ голодал. Производство спирта к тому моменту приобрело промышленные масштабы, но все запасы уходили на фронт и на экспорт. Именно тогда самогоноварение стало спасением для крестьянства, оказавшегося на грани вымирания. В избах, а порой и прямо в огороде они всем семейством гнали самогонку из того, что оставалось от их нехитрой еды - из картофельных очисток, увядшей и подгнивающей свеклы, кукурузных листьев, испитого чая, старых пчелиных сот, скисших ягод.

Иногда в ход шла конопля, хмельные шишки, полевые цветы, некоторые ядовитые грибы. Делалось это все по-быстрому, не очищалось и не ароматизировалось. Самогонку продавали, обменивали на сахар и консервы у солдат, бежавших с фронта и, конечно, использовали для личных нужд. С той поры за самогоноварением закрепилась исключительно «нищенская» репутация. И во время Великой Отечественной войны и в переломные 1990-е годы самогоноварение спасло от голода множество семей, не имевших средств к существованию.

Сегодня считается, что самогоноварение - вне закона. Однако под статью гражданской или уголовной ответственности попадает только реализация самогонки. Изготовление алкогольного напитка для личного потребления - вполне легальное занятие. Но для себя лучше изобрести собственный рецепт, включающий дорогие и экзотические продукты, чтобы получить уникальный и качественный напиток.

самогон придумали французы в целях экономии. Когда начали вводить налоги на вино (повысил налоги на вино Вилльям , кто-то умный перегнал вино (считается что это шевальн де Круа) , разлил по бочкам дубовым и повез в Голландию, а так как путь не близкий и тяжелый самогон настоявшись стал коньяком, потом эту идею (выдерживать винный спирт т. е. самогон в бочках) подхватили шотландцы и появилось виски. На Руси крепкие спиртные напитки были под запретом до 17 века при Василии II привезена голландцами как лекарство для промывания ран. При Иване Васильевиче IV (Грозном) за появление пьяному на улице пороли плетью принародно, если это повторялось то давали "медаль алкаша" при предъявлении которой наливали во всех кабака бесплатно, но снимать ее запрещалось (она приковывалась к шее и весила 16 кг) . при нем же Грозном, все кабаки были вынесены за черту столицы, и введен полный запрет на продажу вина женщинам всех возрастов и сословий и подростков

Самогон - это крепкий напиток, который был распространен на Руси во времена правления Ивана Грозного. Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. Пировать в кабаке могли только опричники, именовавшиеся в народе “псы царские”. Они этим правом гордились: пьян да умен - два угодья в нем. В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно - ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза. Нашлось немало охотников, желающих забежать в “царев кабак”, чтобы приложиться к спиртному, “напитку опричников”, ведь запретный плод всегда слаще. Русский самогон первой половины XIX века часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя «гонку браги» за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 литров затора, в котором было около 350 килограммов зерна и ржаного солода, около 20 килограммов дрожжей при первой взгонке выходило всего лишь около 40 литров «хлебного вина» . После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило приблизительно 20 литров хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20–30 литров самогонной водки. Такой напиток был в буквальном смысле дороже золота. В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, винокурение XVIII–XIX веков было именным и не носило коммерческого характера. История самого аппарата теряется во мраке времен. Начало положено в те времена когда научились отделять жидкие субстанции друг от друга посредством испарения, потом конденсации. Таким образом отделяя более летучие от тяжелых. Это была тривиальная процедура в практике алхимиков. Вы помните эти стеклянные колбы с булькающей жидкостью и уходящими от них змеевиками. За всю свою историю самогон получали различными способами с применением невероятного количества приспособлений, начиная от огромных, почти промышленных размеров, заканчивая компактными, миниатюрными аппаратами. В зависимости от размеров и объема выпускаемого продукта их разделяли на «общественные» и личные.

Сегодня самогон известен во всем мире. Его используют, в качестве основы для многих классических напитков (коньяк, текила и т.п.), лечебных настоек, а также употребляют в чистом виде. Но, кто первый начал гнать самогон, и когда появился первый самогонный аппарат? Об этом - далее в статье.

Древний мир и первый самогонный аппарат

Недавно археологи обнаружили глиняные сосуды с металлическими трубками. Считается, что данные устройства могли быть первыми самогонными аппаратами. Как утверждают ученые, древние римляне, греки и египтяне при помощи этих сосудов производили дистиллированную воду и эфирные масла.

Арабы усовершенствовали конструкцию и первыми сделали самогонный аппарат металлическим. Для этого они использовали медь, поскольку этот металл мог равномерно нагреваться и абсорбировать нежелательные примеси в жидкостях. Но и арабы не догадались сделать самогон. В 9 веке ученый Авиценна значительно удлинил трубку, а также свернул ее в змеевик!

Появление самогонного аппарата в Европе

В средние века в Европе был настоящий расцвет алхимии. Все искали философский камень и мечтали создать эликсир бессмертия. Именно монахи и алхимики достигли значительных успехов в дистилляции. Монах Валентиус первым перегнал через аппарат вино, в результате чего получил жидкость, которую назвал - аквавита или «вода жизни». Считалось, что этот прародитель самогона обладал целительными свойствами!


В 15 веке Базиль Валентин значительно усовершенствовал установку, поместив трубы с испарениями с емкость с холодной водой. Естественно, конденсация в таком случаи увеличилась в разы. На 16 век пришелся расцвет самогоноварения не только в Европе, но и на Руси.

Самогонные аппараты на Руси

Первые самогонные аппараты были приняты на Руси враждебно. Это и неудивительно, ведь раньше хмельные напитки варили, а не перегоняли. Да и то, попробовать медовуху или брагу можно было только по большим праздникам. Всё остальное время наши предки вели трезвый образ жизни.

Самогон стал популярным при Иване Грозном, который на территории Кремля открыл первый на Руси кабак. В нем наливали самогон бесплатно, но только опричникам, говоря современных языком, «телохранителям» царя. Уже при Борисе Годунове кабаков стало больше, и все они были казенными. Доход с них пополнял казну, поэтому все были заинтересованы в популяризации самогона.


Позволить себе иметь дома самогонный аппарат могли только дворяне и владельцы кабаков. После отмены крепостного права, производство самогона стало дорогостоящим, поэтому его заменили «сивухой» - более дешевым аналогом. Пить его было практически невозможно, поэтому у крестьян стали появляться самодельные аналоги самогонных аппаратов.


На 19 век в России пришелся расцвет самогоноварения, были усовершенствованы способы и методики приготовления, а также был получен первый напиток крепостью 96%!


Борьба с домашним самогоноварением началась еще при Сталине, но своего апогея достигла при правлении Хрущева. В то время публично наказывали людей, варивших дома самогон, а сама профессия «самогонщик» стала синонимом ругательств. По утверждению властей связано это было с проблемой тотального пьянства, но на самом деле государство хотело стать монополистом в производстве самогона и водки.

Нельзя сказать, что домашнее самогоноварение полностью исчезло, люди просто стали его прятать и совершенствовать самогонные аппараты: делать их меньше, производительнее и т.п.

Самогоноварение в наши дни


Сегодня на законодательном уровне разрешено гнать дома самогон, но только для личных целей, а не на продажу. Современные самогонщики больше не прячутся и могут смело гнать столько напитка, сколько им нужно, а также пробовать новые рецепты.

Тем не менее, разнообразие форм и моделей самогонных аппаратов не уменьшилось и сегодня все они доступны в нашем каталоге .

Статьи по теме